На каких рисунках изображены международные сигналы бедствия. Сигналы бедствия

Находясь в экстремальной ситуации, никогда нельзя терять надежду на помощь. Человека непременно будут искать любыми доступными средствами: прочёсывая лес пешком, на вездеходах, с воздуха - на самолётах и вертолётах. Поэтому нужно постоянно быть готовым к подаче сигналов спасателям . Это относится и к варианту ожидания помощи в лагере, и к варианту выхода самостоятельно. Можно воспользоваться сотовым телефоном (если он есть). Позвонить в службу спасения и точно отвечать на вопросы оператора. Это значительно облегчит поиск. В походе не надо вести лишних разговоров по телефону, нужно беречь батарейку для передачи сообщений в экстремальной ситуации.

Мы уже говорили о том, что лагерь надо располагать на просторной поляне или возле неё. Открытое пространство понадобится для обозначения своего местоположения, для подачи сигналов бедствия.

Самый простой способ подать сигнал - развести большой сигнальный костёр. Не дожидаясь появления самолёта, вертолёта, необходимо заранее приготовить для него дрова и хорошую растопку . Для надёжности накрыть их чем-нибудь от дождя . Заготовить побольше сырых веток, травы - всего, что даст много дыма, который хорошо виден издалека.

Сигнальные костры

Услышав звуки вертолёта или самолёта, надо разжигать костёр . Лучше использовать три костра, расположив их, как показано на рисунке.

Можно жечь костёр и для того, чтобы его увидели спасатели, идущие пешком: густой дым виден издалека.

Внимание спасателей с воздуха можно привлечь не только костром. Для этого следует использовать яркую одежду, палатку, всё, что резко контрастирует с поверхностью земли. На траве хорошо будут заметны вещи белого, красного, ярко-жёлтого цвета. На снегу хорошо видны все цвета, кроме, естественно, белого. Можно выложить какой-то знак ветками ели, сосны, кустарников или вытоптать его в снегу. Это может быть всем известный международный сигнал бедствия «SOS».

Для передачи информации спасателям можно использовать и специальные знаки международной кодовой таблицы символов:

Сигнальное зеркало: а - одинарное; б - двойное

При совершении походов в удалённой от населённых пунктов местности всем участникам группы лучше раздать яркие ленты (0,3 x l,5 м), из которых можно легко и быстро составить знаки.

В дневное время в солнечную погоду эффективно сигнальное зеркало, которое можно изготовить самостоятельно. Для этого металлическую пластинку, жестянку надо зачистить с двух сторон песком или золой. От степени полировки будет зависеть яркость солнечного зайчика. В центре пластины следует пробить отверстие.

Зеркало надо держать, как показано на рисунке. Через отверстие наблюдать за самолётом или за судном. Не теряя объект наблюдения, надо поворачивать зеркало к солнцу. Найдя световой блик (проходящий через отверстие солнечный луч) на лице или одежде, совместить зеркальное отражение блика с отверстием в зеркале. При совпадении отверстия с отражённым бликом световой сигнал окажется направленным на самолёт или судно.

Двойное сигнальное зеркало более удобно в применении. Оно состоит из одинарного зеркала и прикреплённой к нему при помощи петель, кронштейнов или проволоки, матовой пластины, изготовленной из фанеры, пластмассы, неотполированного металла. Створки надо развести под углом 60-70°. Через отверстие наблюдать за самолётом. Зеркальное отражение солнечного блика стараться совместить с отверстием.

Вопросы и задания

  1. Какими способами можно подать сигналы бедствия днём и ночью?
  2. Почему туристы и спасатели стараются одеваться в яркую одежду и иметь рюкзаки и палатки ярких расцветок?
  3. Вместе с родителями выберите полянку в лесу и разложите на ней из ярких лент несколько специальных знаков из кодовой таблицы символов.
  4. Изготовьте вместе со взрослыми сигнальное зеркало, как показано на рисунке. Попробуйте его использовать в дневное время в солнечную погоду.

При проведении ПСР спасателям зачастую приходится выполнять задания вдали от населенных пунктов, проводить несколько дней в "полевых условиях", сталкиваться с разнообразными экстремальными ситуациями, что предъявляет дополнительные требования к их способности работать в этих условиях. Прочные знания в различных областях, умение ими пользоваться в любых условиях являются основой выживания.

Отправляясь на ПСР , спасатели должны, наряду с орудиями труда и средствами защиты, иметь следующий набор необходимых предметов , которые могут пригодиться в любой климатогеографической зоне:
- сигнальное зеркало, с помощью которого можно подать сигнал бедствия на расстояние до 30-40 км;
- охотничьи спички, свечу или таблетки сухого горючего для разведения костра или обогрева убежища;
- свисток для сигнализации;
- большой нож (мачете) в ножнах, который может использоваться как нож, топор, лопата, острога;
- компас, кусок плотной фольги и полиэтилена, рыболовные принадлежности, сигнальные патроны, аварийный набор медикаментов, запас воды и продуктов.

Сигнализация . Спасатели должны знать и уметь применять на практике специальные сигналы. Для обозначения собственного местонахождения спасатели могут использовать дым костра днем и яркий свет ночью. Если в костер бросить резину, куски изоляции, масляные тряпки, то будет выделяться черный дым, который хорошо виден в пасмурную погоду. Для получения белого дыма, который хорошо виден в ясную погоду, в костер следует бросать зеленые листья, свежую траву, сырой мох.

Для подачи сигнала с земли воздушному транспортному средству (самолету) можно применять специальное сигнальное зеркало . Необходимо держать его на расстоянии 25-30 см от лица и смотреть через визирное отверстие на самолет; поворачивая зеркало, совместить световое пятно с визирным отверстием. В случае отсутствия сигнального зеркала можно использовать предметы с блестящими поверхностями. Для визирования нужно проделать в центре предмета отверстие. Световой луч необходимо посылать вдоль всей линии горизонта даже в тех случаях, когда не слышно шума мотора самолета.

Ночью для сигнализации могут быть использованы свет ручного электрического фонарика, факел, костер. Костер, разведенный на плоту, является одним из сигналов бедствия.
Хорошие средства сигнализации - яркоокрашенные предметы и специальный красящий порошок (флюоресцин, уранин), которые разбрасываются на снегу, земле, воде, на льду при приближении самолета (вертолета). В отдельных случаях могут использоваться звуковые сигналы (крик, выстрел, стук), сигнальные ракеты, дымовые шашки.
Одним из последних достижений в разработке "целеуказания" является небольшой резиновый воздушный шар с нейлоновой оболочкой, покрытый четырьмя светящимися красками, под которым ночью вспыхивает лампочка; свет от нее хорошо виден на расстоянии 4-5 км. Перед запуском шар наполняется гелием из небольшой капсулы и удерживается на высоте 90 м нейлоновым тросом. Масса комплекта составляет 1,5 кг.

С целью облегчения поиска целесообразно применять Международную кодовую таблицу воздушных сигналов "Земля - Воздух". Ее знаки могут быть выложены с помощью подручных средств (снаряжение, одежда, камни, деревья), непосредственно людьми, которые должны лечь на землю, снег, лед, вытоптаны на снегу.


"Нужен врач"

"Нужны
медикаменты"
.

"Неспособны
двигаться"

"Нужны
пища и вода"

"Требуются
оружие и
боеприпасы"

"Требуются
карта и
компас"

"Нужны сигнальная лампа с батареей и радиостанцией"

"Укажите направление следования"

"Я двигаюсь
в этом направлении"

"Попытаемся
взлететь"

"Судно
серьезно
повреждено"

"Здесь можно
безопасно
совершить
посадку"

"Требуется топливо и масло"

"Все в порядке"

"Нет или
отрицательно"

"Да или
положительно"

"Не понял"

"Требуется механик"

"Операции
закончены"

"Ничего не обнаружено, продолжаем поиски"

"Получены сведения, что воздушное судно находится в этом направлении"

"Мы нашли
всех людей"


"Мы нашли только несколько человек"

"Мы не в состоянии продолжать, возвращаемся на базу"

"Разделились на две группы, каждая следует в указанном направлении"

Всем туристам, и не только, хоть раз да может не повезти: отстал от группы, заблудился в лесу, сбился с маршрута, получил травму и не в состоянии самостоятельно передвигаться. Поэтому, каждому из Вас не мешало бы знать общепринятые сигналы бедствия, которые помогут Вам привлечь к себе внимания в чрезвычайной ситуации или даже распознать эти сигналы и оказать помощь другим.

Типы сигналов бедствия:

- Визуальные на открытой местности: отражение солнца от блестящей поверхности - «солнечный зайчик» может быть отражен от зеркала, фольги, конфетной обертки, консервной банки и т.д. Свет фонарика (ночью), вспышка фотоаппарата, огонь от костра (ночью), дым от костра (днем), сигнальная ракета, выложенные на земле знаки из веток или камней, развешанные по деревьям яркие вещи или пакеты.

- Визуальные на воде: разные красители, окрашивающие воду.

- Звуковые: свист (лучше, если есть свисток), выстрелы из огнестрельного или сигнального оружия, крик, и т.д.

- Радиосигналы: радиостанция (рация), мобильник, пеленгатор, и т.д.

Существуют универсальные сигналы бедствия. Для гор это сигнал типа 6-1, то есть, 6 коротких сигналов подряд, потом длинная пауза. Сигналы подаются любыми средствами, например, 6 коротких свистков, пауза, или 6 коротких бликов фонаря, пауза и т.д.

В других условиях (не в горах) применяется сигнал типа 3-1 (три коротких - пауза).

Для того, что бы Ваш сигнал был распознан как сигнал бедствия, он должен быть обязательно тройным – будь то, три блика фонарем, три свистка, три костра. Если сигналы динамические (свисток, фонарик, и т.д.), между ними нужно делать минутную паузу, а затем повторять их снова.

Сигнальные костры нужно разжигать в виде каких-либо фигур, а не как попало, при чем расстояние между ними должно быть около 30-50 метров. Международным сигналом бедствия будут распознаны костры выложенные три в одну линию , либо образующие треугольник правильной формы . В то же время 5 костров в виде буквы Т, будут означать безопасное место для посадки.

Для визуальных сигналов, выложенных на земле, существуют специальные знаки, приведенные в таблице ниже. Знаки выкладываются из подручных средств (веток, камней, вещей и т.д.). Их размер должен быть достаточно большим, для того, что б их было хорошо видно с воздуха.

Также существуют специальные сигналы, которые показывают руками пилотам спасателям (в руках желательно иметь яркие, хорошо заметные с воздуха, вещи):

1) Прошу взять на борт
2) Требуется техпомощь
3) Здесь удобно сесть
4) Всё в порядке
5) Вас понял, выполняю
6) Располагаю радиостанцией
7) Здесь садиться опасно
8) Не могу двигаться. Необходима медпомощь.
9) Готов принять вымпел, сообщение.
10) Да
11) Нет.

Международные сигналы - этообщепризнанные сигналы просьбы о помощи. Сигналы бедствия нужны для того, что бы сообщить, что людям или транспортному средству (чаще всего их передают корабли) требуется помощ или угрожает опасность. Сигналом бедствия, как уже было написано выше, может быть звуковой, радиосигнал, пиротехнический, световой или дымовой сигнал. Вот некоторые из них:

- SOS (...---...) с помощью азбуки Морзе передается так: 3 точки, 3 тире, 3 точки (три длинных сигнала – пауза – три коротких – пауза – три длинных). От английского "Спасите наши души (Save Our Souls). Именно эти буквы были общепризнанны из-за довольно легкой последовательности

- CQD (-.-.--.--..) В переводе санглийского "Приходите немедленно, опасность (Come Quickly, Danger!). Официальное его значение - "Всем постам, тревога!

Международные радиосигналы выглядят следующим образом:

- Mayday! Mayday! Mayday! (Мэйдэй! Мэйдэй! Мэйдэй!) Повторяется три раза. С французкого переводится как (m"aidez) - помогите. Используют его при серьезной опасности.

- Pan-pan, Pan-pan, Pan-pan (Пан-пан, пан-пан, пан-пан) Повторяется три раза. С французского переводится как (panne) - поломка. Используют его при менее серьезной опасности чем Mayday!

Международные морские сигналы бедствия:

Если Вы сами увидели сигнал о помощи, то нужно сделать все что в Ваших силах, что бы помочь попавшим в беду людям. К месту бедствия нужно отсылать самых опытных членов Вашей группы, так как случайные и необдуманные действия малоопытных могут привести к увеличению числа людей, которым нужна помощь. Оставшиеся члены группы должны подготовить «аварийный» лагерь: поставить палатки, разжечь костер, вскипятить воду, приготовить имеющиеся аптечки и установить сигналы бедствия вокруг лагеря.

ЗАПОМНИТЕ! Сигнал о помощи нужно подавать ТОЛЬКО в безвыходной ситуации, если есть реальная угроза жизни или здоровью людей!!!

Знаки международной аварийной сигнализации

(используются для подачи сигналов с земли воздушным судам)

Кодовая таблица. Для потерпевших, лишенных аварийно-сигнального "инструментария", придуман cпособ аварийной сигнализации - международная кодовая таблица . Сигналы кодовой таблицы выкладываются на открытых, хорошо заметных с воздуха местах - на склонах холмов, полянах. В разных источниках рекомендуемые размеры сигналов указываются разные, в зависимости от вкусов и ведомственных пристрастий авторов. Поэтому лучше остановиться на международном стандарте: 10 м в длину, 3 м в ширину и 3 м между знаками. Но в любом случае не меньше 2,5 м. В противном случае знак будет сложно разобрать с большой высоты. Ограничений в большую сторону нет - чем значительней сигнал, тем выше вероятность, что его заметят.

"Нужен врач"

"Нужны медикаменты" .

"Неспособны двигаться"

"Нужны пища и вода"

"Требуются оружие и боеприпасы"

"Требуются карта и компас"

"Нужны сигнальная лампа с батареей и радиостанцией"

"Укажите направление следования"

"Я двигаюсь в этом направлении"

"Попытаемся взлететь"

"Судно серьезно повреждено"

"Здесь можно безопасно совершить посадку"

"Требуется топливо и масло"

"Все в порядке"

"Нет или отрицательно"

"Да или положительно"

"Не понял"

"Требуется механик"

"Операции закончены"

"Ничего не обнаружено, продолжаем поиски"

"Получены сведения, что воздушное судно находится в этом направлении"

"Мы нашли всех людей"

"Мы нашли только несколько человек"

"Мы не в состоянии продолжать, возвращаемся на базу"

"Разделились на две группы, каждая следует в указанном направлении"

Для той же самой цели - сообщения пилотам поисковых самолетов конкретной информации - используется еще одна форма сигнализации - международная авиационная аварийная жестовая сигнализация.

1. Прошу взять на борт. 2. Требуется техническая помощь. 3. Здесь удобно произвести посадку. 4. Всё в порядке. 5. Вас понял, выполняю. 6. Располагаю радиостанцией. 7. Здесь приземляться опасно. 8. Не могу двигаться, необходима

медицинская помощь. 9. Готов принять вымпел, письменное

сообщение. 10. Да. 11. Нет.

Для той же самой цели - сообщения пилотам поисковых самолетов конкретной информации - используется еще одна форма сигнализации. Только уже не международная, а наша, отечественная, принятая в ВВС. С кем придется потерпевшим общаться в условиях аварии - с нашими или не нашими авиаторами и кто из них какой жестовой системы придерживается, заранее сказать невозможно, так что лучше, на всякий случай, знать обе: 1. "Произошло происшествие, имеются пострадавшие" - лежащий на земле человек, или круг из ткани (расправленный парашют), в середине которого фигура лежащего человека. 2. "Нуждаемся в продовольствии, теплом обмундировании" - сидящий на земле человек, или треугольник из ткани. 3. "Покажите, в каком направлении идти" - человек с поднятыми и немного разведенными в стороны руками, или тонкий, длинный треугольник из ткани в виде стрелы. 4. "Здесь можно произвести посадку" - человек в неглубоком присяде с вытянутыми вперед руками, или квадрат из ткани. 5. "Приземляйтесь в указанном направлении" - стоящий человек с вытянутыми вперед руками в направлении захода на посадку или посадочное "Т" из ткани. 6. "Здесь садиться нельзя" - стоящий человек с перекрещенными над головой руками или крест из ткани.

Кроме специальных, существуют упрощенные сигналы бедствия, о которых в той или иной мере осведомлены спасатели почти всех ведомств. Например, универсальный во всех отношениях сигнал SOS, или любой другой световой или звуковой сигнал, повторенный три раза подряд через короткие промежутки времени. Не важно, что это будет - три огня, три столба дыма, три громких свиста, три выстрела, три световые вспышки и пр. - лишь бы сигнал был тройным. Между подачей каждой группы сигналов следует выдерживать минутную паузу. Три световых или шумовых сигнала -минута отдыха - и снова три сигнала. Международный сигнал бедствия, принятый в горах, выглядит несколько иначе: шесть свистков, световых вспышек или взмахов рукой в минуту, затем минутная пауза и повтор

Международная кодовая таблица сигналов

Сигналы кодовой таблицы выкладываются на открытых, хорошо заметных с воздуха местах - на склонах холмов, полянах. В разных источниках рекомендуемые размеры сигналов указываются разные, в зависимости от вкусов и ведомственных пристрастий авторов. Поэтому лучше остановиться на международном стандарте: 10 м в длину, 3 м в ширину и 3 м между знаками. Но в любом случае не меньше 2,5 м. В противном случае знак будет сложно разобрать с большой высоты. Ограничений в большую сторону нет - чем значительней сигнал, тем выше вероятность, что его заметят.

Сигнал делается из разложенных на земле запасной одежды, кусков ткани, закрепленных с помощью вбитых в грунт колышков или наложенных сверху камней. Из обломков транспортного средства, камней, лапника и веток деревьев. На берегу моря - из гальки или выброшенных прибоем морских водорослей. Сигнал можно выкапывать, для чего снять с помощью лопаты или ножа дерн и углубить полученную траншею (при этом сам дерн можно аккуратно уложить вдоль траншеи на траву внутренней, темной стороной вверх, что вдвое увеличит его ширину). На снегу сигнал "рисуется" с помощью золы от прогоревшего костра или вытаптывается каблуками обуви. Дно вытоптанных траншей желательно выстелить лапником, ветками и т.п. темным материалом.

Во всех случаях надо стремиться обеспечить максимальный контраст цветового сигнала и фона , на котором он разложен. Иначе говоря, на светлой почве знаки должны быть возможно более темными, на темной - светлыми.

Для общения с пилотами есть специальная система - международная авиационная аварийная жестовая сигнализация .

  1. Прошу взять на борт.
  2. Требуется техническая помощь.
  3. Здесь удобно произвести посадку.
  4. Всё в порядке.
  5. Вас понял, выполняю.
  6. Располагаю радиостанцией.
  7. Здесь приземляться опасно.
  8. Не могу двигаться, необходима медицинская помощь.
  9. Готов принять вымпел, письменное сообщение.
  10. Нет.
Кроме специальных, существуют упрощенные сигналы бедствия, о которых в той или иной мере осведомлены спасатели почти всех ведомств.

Например, универсальный во всех отношениях сигнал SOS , или любой другой световой или звуковой сигнал, повторенный три раза подряд через короткие промежутки времени. Не важно, что это будет - три огня, три столба дыма, три громких свиста, три выстрела, три световые вспышки и пр. - лишь бы сигнал был тройным.

Между подачей каждой группы сигналов следует выдерживать минутную паузу. Три световых или шумовых сигнала - минута отдыха - и снова три сигнала.

Международный сигнал бедствия, принятый в горах , выглядит иначе: шесть свистков, световых вспышек или взмахов рукой в минуту, затем минутная пауза и повтор сигнала.
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...