Таблица истинности соответствует логической связке. III

1. Определить порядок действий.

2. Определить размерность таблицы истинности.


Количество столбцов определяется количеством логических переменных (их две А, В) и количеством действий (их тоже два).


4. Сформулировать ответ.
В последнем столбце один "0", соответствующий А, равному "1", и В, равному "0". Получается, что данная функция ложна тогда и только тогда, когда логическая переменная А истинна, а логическая переменная В ложна, что соответствует логической функции СЛЕДСТВИЕ.
Значит, данная функция равна логическому следствию переменных А и В: Если А, то В.

Составить таблицу истинности для логической функции:


1. Определить порядок действий.


2. Определить размерность таблицы истинности.

"Шапка" таблицы содержит две строки - номера действий и логические операции действий.
Количество столбцов определяется количеством логических переменных (их две А, В) и количеством действий (их пять).
Количестко строк в таблице равно двойке в степени, равной количеству логических переменных - в случае двух переменных получается 4 строки..
3. Поочередно заполнить столбики таблицы в соответствии с логической функцией данного столбца.


4. Сформулировать ответ.
В последнем столбце "1", соответствуют А равному В, а "0" - А неравному В. Получается, что данная функция истинна, когда А равно В и ложна, когда А не равно В, что соответствует логической функции ТОЖДЕСТВО.
Значит, данная функция равна логическому ТОЖДЕСТВУ переменных А и В: А тождественно В.

Учимся составлять логические выражения из высказываний, определяем понятие “таблица истинности”, изучаем последовательность действий построения таблиц истинности, учимся находить значение логических выражений посредством построения таблиц истинности.

Цели урока:

  1. Обучающие:
    1. Научить составлять логические выражения из высказываний
    2. Ввести понятие “таблица истинности”
    3. Изучить последовательность действий построения таблиц истинности
    4. Научить находить значение логических выражений посредством построения таблиц истинности
    5. Ввести понятие равносильности логических выражений
    6. Научить доказывать равносильность логических выражений, используя таблицы истинности
    7. Закрепить навыки нахождения значений логических выражений посредством построения таблиц истинности
  2. Развивающие:
    1. Развивать логическое мышление
    2. Развивать внимание
    3. Развивать память
    4. Развивать речь учащихся
  3. Воспитательные:
    1. Воспитывать умение слушать учителя и одноклассников
    2. Воспитывать аккуратность ведения тетради
    3. Воспитывать дисциплинированность

Ход урока

Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Мы продолжаем изучать основы логики и тема нашего сегодняшнего урока «Составление логических выражений. Таблицы истинности». Изучив данную тему, вы научитесь, как из высказываний составляются логические формы, и определять их истинность посредством составления таблиц истинности.

Проверка домашнего задания

Записать решение домашних задач на доску
Все остальные откройте тетради, я пройду, проверю, как вы выполнили домашнее задание
Давайте еще раз повторим логические операции
В каком случае в результате операции логического умножения составное высказывание будет истинно?
Составное высказывание, образованное в результате операции логического умножения, истинно тогда и только тогда, когда истинны все входящие в него простые высказывания.
В каком случае в результате операции логического сложения составное высказывание будет ложно?
Составное высказывание, образованное в результате операции логического сложения, ложно тогда, когда ложны все входящие в него простые высказывания.
Как влияет инверсия на высказывание?
Инверсия делает истинное высказывание ложным и, наоборот, ложное – истинным.
Что вы можете сказать об импликации?
Логическое следование (импликация) образуется соединением двух высказываний в одно с помощью оборота речи «если…, то…».
Обозначается А -> В
Составное высказывание, образованное с помощью операции логического следования (импли­кации), ложно тогда и только тогда, когда из истинной предпосылки (первого высказывания) следует ложный вывод (второе высказывание).
Что вы можете сказать о логической операции эквивалентности?
Логическое равенство (эквивалентность) образуется соединением двух высказываний в одно с помощью оборота речи “... тогда и только тогда, когда…”, “…в том и только в том случае…”
Составное высказывание, образованное с помощью логической операции эквивалентности истинно тогда и только тогда, когда оба высказывания одновременно либо ложны, либо истинны.

Объяснение нового материала

Хорошо, повторили пройденный материал, переходим к новой теме.

На прошлом уроке мы находили значение составного высказы­вания путем подстановки исходных значений входящих логических переменных. А сегодня мы узнаем, что можно построить таблицу истинности, которая определяет истинность или лож­ность логического выражения при всех возможных комбинациях исходных значе­ний простых высказываний (логических переменных) и, что можно определить значения исходных логических переменных, зная какой нам нужен результат.

Еще раз рассмотрим наш пример с прошлого урока

и построим таблицу истинности для этого составного высказывания

При построении таблиц истинности есть определенная последовательность действий. Давайте запишем

  1. Необходимо определить количество строк в таблице истинности.
  • количество строк = 2 n , где n – количество логических переменных
  • Необходимо определить количество столбцов в таблице истинности, которое равно количеству логических переменных плюс количество логических операций.
  • Необходимо построить таблицу истинности с указанным количеством строк и столбцов, ввести названия столбцов таблицы в соответствии с последовательностью выполнения логических операций с учетом скобок и приоритетов;
  • Заполнить столбцы входных переменных наборами значений
  • Провести заполнение таблицы истинности по столбцам, выполняя логические операции в соответствии с установленной последовательностью.
  • Записали. Строим таблицу истинности
    Что мы делаем во-первых?
    Определить количество столбцов в таблице
    Как мы это делаем?
    Считаем количество переменных. В нашем случае логическая функция содержит 2 переменные
    Какие?
    А и В
    Значит сколько строк будет в таблице?
    Количество строк в таблице истинности должно быть равно 4.
    А если 3 переменных?
    Количество строк = 2³ = 8
    Верно. Что делаем дальше?
    Определяем количество столбцов = количеству логических переменных плюс количество логических операций.
    Сколько будет в нашем случае?
    В нашем случае количество переменных равно двум, а количество логических операции - пяти, то есть количество столбцов таблицы истинности равно семи.
    Хорошо. Дальше?
    Строим таблицу с указанным количеством строк и столбцов, обозначаем столбцы и вносим в таблицу возможные наборы значений исходных логических переменных и заполняем таблицу истинности по столбцам.
    Какую операцию будем выполнять первой? Только учитывайте скобки и приоритеты
    Можно сначала выполнить логическое отрицание или найти значение сначала в первой скобке, затем инверсию и значение во второй скобке, затем значение между этими скобками

    ┐Аv┐В

    (AvB)&(┐Av┐B)

    Теперь мы можем определить значение логической функции для любого набора значении логических переменных
    Теперь записываем пункт “Равносильные логические выражения”.
    Логические выра­жения, у которых последние столбцы таблиц истинности сов­падают, называются равносильными. Для обозначения равносильных логических выражений используется знак “ = “,
    Докажем, что логические выражения ┐ А& ┐В и AvB равносильны. Построим сначала таблицу истинности логического выражения


    Сколько столбцов будет в таблице? 5
    Какую операцию будем выполнять первой? Инверсию А, инверсию В

    ┐А&┐В

    Теперь построим таблицу истинности логического выражения AvB
    Сколько строк будет в таблице? 4
    Сколько столбцов будет в таблице? 4

    Мы все понимаем, что, если нужно найти отрицание для всего выражения, то приоритет, в нашем случае, принадлежит дизъюнкции. Поэтому сначала выполняем дизъюнкцию, а затем инверсию. К тому же мы можем переписать наше логическое выражение AvB. Т.к. нам нужно найти отрицание всего выражения, а не отдельных переменных, то инверсию можно вынести за скобки ┐(AvB), а мы знаем, что сначала находим значение в скобках

    ┐(AvB)

    Построили таблицы. Теперь давайте, сравним значения в последних столбцах таблиц истинности, т.к. именно последние столбцы являются результирующими. Они совпадают, следовательно, логические выражения равносильны и мы можем поставить между ними знак “=”

    Решение задач

    1.

    Сколько переменных содержит данная формула? 3
    Сколько строк и столбцов будет в таблице? 8 и 8
    Какова будет в нашем примере последовательность операций? (инверсия, операции в скобках, операцию за скобкой)

    Bv┐B (1)

    (1) =>┐C

    Av(Bv┐B=>┐C)

    2. Докажите с помощью таблиц истинности равносильность следую­щих логических выражений:

    (А → B) И (Av┐B)

    Какой делаем вывод? Данные логические выражения не равносильны

    Домашнее задание

    Доказать, используя таблицы истинности, что логические выражения

    ┐A v ┐B и А&В равносильны

    Объяснение нового материала (продолжение)

    Мы уже несколько уроков подряд используем понятие “таблица истинности”, а что же такое таблица истинности , как вы думаете?
    Таблица истинности – это таблица, устанавливающая соответствие между возможными наборами значений логических переменных и значениями функций.
    Как вы справились с домашним заданием, какой у вас получился вывод?
    Выражения равносильны
    Помните, на предыдущем уроке мы из составного высказывания составляли формулу, заменяя простые высказывания 2*2=4 и 2*2=5 переменными А и В
    Теперь давайте учиться составлять логические выражения из высказываний

    Запишите задание

    Записать в виде логической формулы высказывания:

    1) Если Иванов здоров и богат, то он здоров

    Анализируем высказывание. Выявляем простые высказывания

    А – Иванов здоров
    В – Иванов богат

    Хорошо, тогда как будет выглядеть формула? Только не забудьте, чтобы не терялся смысл высказывания, расставить скобки в формуле

    2) Число является простым, если оно делится только на 1 и само на себя

    А - число делится только на 1
    В - число делится только на себя
    С - число является простым

    3) Если число делится на 4, оно делится на 2

    А - делится на 4
    В - делится на 2

    4) Произвольно взятое число либо делится на 2,либо делится на 3

    А - делится на 2
    В - делится на 3

    5) Спортсмен подлежит дисквалификации, если он некорректно ведет себя по отношению к сопернику или судье, и если он принимал «допинг».

    А - спортсмен подлежит дисквалификации
    В - некорректно ведет себя по отношению к сопернику
    С - некорректно ведет себя по отношению к судье
    D - принимал «допинг».

    Решение задач

    1. Построить таблицу истинности для формулы

    ((p&q)→ (p→ r)) v p

    Объясняем сколько строк и столбцов будет в таблице? (8 и 7) Какова будет последовательность операций и почему?

    (p&q)→ (p→ r)

    ((p&q)→ (p→ r)) v p

    Посмотрели на последний столбец и сделали вывод, что при любом наборе входных параметров формула принимает истинное значение, такая формула называется тавтологией. Запишем определение:

    Формула называется законом логики, или тавтологией, если она принимает тождественно значение “истина” при любом наборе значений переменных, входящих в эту формулу.
    А если все значения будут ложны, как вы думаете, что можно сказать о такой формуле?
    Можно сказать, что формула невыполнима

    2. Записать в виде логической формулы высказывания:

    Администрация морского порта издала следующее распоряжение:

    1. Если капитан корабля получает специальное указание, то он должен покинуть порт на своем корабле
    2. Если капитан не получает специального указания, то он не должен покидать порт, или он впредь лишается допуска в этот порт
    3. Капитан или лишается допуска в этот порт, или не получает специального указания

    Выявляем простые высказывания, составляем формулы

    • А - капитан получает специальное указание
    • В - покидает порт
    • С - лишается допуска в порт
    1. ┐А→(┐В v С)
    2. С v ┐А

    3. Записать составное высказывание “(2*2=4 и 3*3 = 9) или (2*2≠4 и 3*3≠9)” в форме логического выражения. Построить таблицу истинности.

    А={2*2=4} B={3*3 = 9}

    (А&В) v (┐А&┐В)

    ┐А&┐В

    (А&В) v (┐А&┐В)

    Домашнее задание

    Выбрать составное высказывание, имеющее ту же таблицу истинно­сти, что и не (не А и не (В и С)).

    1. АиВ или СиА;
    2. (А или В) и (А или С);
    3. А и (В или С);
    4. А или (не В или не С).

    Построение таблиц истинности сложных высказываний.

    Приоритет логических операций

    1) инверсия 2) конъюнкция 3) дизъюнкция 4) импликация и эквивалентность

    Как составить таблицу истинности?

    Согласно определению, таблица истинности логической формулы выражает соответствие между всевозможными наборами значений переменных и значениями формулы.

    Для формулы, которая содержит две переменные, таких наборов значений переменных всего четыре:

    (0, 0), (0, 1), (1, 0), (1, 1).

    Если формула содержит три переменные, то возможных наборов значений переменных восемь (0, 0, 0), (0, 0, 1), (0, 1, 0), (0, 1, 1), (1, 0, 0), (1, 0, 1), (1, 1, 0), (1, 1, 1).

    Количество наборов для формулы с четырьмя переменными равно шестнадцати и т. д.

    Удобной формой записи при нахождении значений формулы является таблица, содержащая кроме значений переменных и значений формулы также и значения промежуточных формул.

    Примеры.

    1. Составим таблицу истинности для формулы 96%" style="width:96.0%">

    Из таблицы видно, что при всех наборах значений переменных x и y формула принимает значение 1 , то есть является тождественно истинной .

    2. Таблица истинности для формулы 96%" style="width:96.0%">

    Из таблицы видно, что при всех наборах значений переменных x и y формула принимает значение 0 , то есть является тождественно ложной .

    3. Таблица истинности для формулы 96%" style="width:96.0%">

    Из таблицы видно, что формула 0 " style="border-collapse:collapse;border:none">

    Вывод: получили в последнем столбце все единицы. Значит, значение сложного высказывания истинно при любых значениях простых высказываний К и С. Следовательно, учитель рассуждал логически правильно.

    Логическая функция - это функция, в которой переменные принимают только два значения: логическая единица или логический ноль . Истинность или ложность сложных суждений представляет собой функцию истинности или ложности простых. Эту функцию называют булевой функцией суждений f (a, b) .

    Любая логическая функция может быть задана с помощью таблицы истинности, в левой части которой записывается набор аргументов, а в правой части - соответствующие значения логической функции. При построении таблицы истинности необходимо учитывать порядок выполнения логических операций.

    Порядок выполнения логических операций в сложном логическом выражении:

    1. инверсия;

    2. конъюнкция;

    3. дизъюнкция;

    4. импликация;

    5. эквивалентность.

    Для изменения указанного порядка выполнения операций используются скобки.

    Для каждого составного высказывания (логического выражения) можно построить таблицу истинности , которая определяет его истинность или ложность при всех возможных комбинациях исходных значений простых высказываний (логических переменных).

    При построении таблицы истинности целесообразно руководствоваться определенной последовательностью действий.

    Алгоритм построения таблиц истинности для сложных выражений:

    количество строк = 2 n + строка для заголовка ,

    n - количество простых высказываний.

    количество столбцов = количество переменных + количество логических операций ;

    o определить количество переменных (простых выражений);

    o определить количество логических операций и последовательность их выполнения.

    3. Заполнить столбцы результатами выполнения логических операций в обозначенной последовательности с учетом таблиц истинности основных логических операций.

    Пример: Составить таблицу истинности логического выражения:

    D = А & (B  C) .

    Решение:

    1. Определить количество строк:

    на входе три простых высказывания: А, В, С поэтому n=3 и количество строк = 2 3 +1 = 9.

    2. Определить количество столбцов:

    o простые выражения (переменные): А, В, С ;

    o промежуточные результаты (логические операции):

    o А - инверсия (обозначим через E );

    o B  C - операция дизъюнкции (обозначим через F );

    o а также искомое окончательное значение арифметического выражения:

    o D = А & (B  C) . т.е. D = E & F - это операция конъюнкции.

    3. Заполнить столбцы с учетом таблиц истинности логических операций.

    Составить логическую функцию для заданной таблицы истинности.

    Правила построения логической функции по ее таблице истинности:

    1. Выделить в таблице истинности те строки, в которых значение функции равно 1 .

    2. Выписать искомую формулу в виде дизъюнкции нескольких логических элементов. Число этих элементов равно числу выделенных строк.

    3. Каждый логический элемент в этой дизъюнкции записать в виде конъюнкции аргументов функции.

    4. Если значение какого-либо аргумента функции в соответствующей строке таблице равно 0 , то этот аргумент взять с отрицанием.

    Решение.

    1. В первой и третьей строках таблицы истинности значение функции равно 1 .

    2. Так как строки две, получаем дизъюнкцию двух элементов: () V () .

    3. Каждый логический элемент в этой дизъюнкции запишим в виде конъюнкции аргументов функции X и Y : (X & Y) V (X & Y) .

    4. Берем аргумент с отрицанием если его значение в соответствующей строке таблицы равно 0 и получаем искомую функцию:

    5. Z (X, Y) =(X & Y) V (X & Y) .

    Пример 4. Определить участника преступления, исходя из двух посылок:

    1) "Если Иванов не участвовал или Петров участвовал, то Сидоров участвовал";

    2) 2) "Если Иванов не участвовал, то Сидоров не участвовал".

    Решение

    Составим выражения:

    I - "Иванов участвовал в преступлении";

    P - "Петров участвовал в преступлении";

    S - "Сидоров участвовал в преступлении".

    Запишем посылки в виде формул:

    Проверим результат, используя таблицу истинности:


    Ответ: Иванов участвовал в преступлении.

    Количество входных переменных в заданном выражении равно трем (A,B,C) . Значит, количество входных наборов Q=2 3 =8 .

    Столбцы таблицы истинности соответствуют значениям исходных выражений A,B,C , промежуточных результатов и (B V C ), а также искомого окончательного значения сложного арифметического выражения :

    A B C B V C

    Продолжительность урока: 45 мин

    Тип урока: комбинированный:

    • проверка знаний – устная работа;
    • новый материал – лекция;
    • закрепление – практические упражнения;
    • проверка знаний – задания для самостоятельной работы.

    Цели урока:

    • дать понятие таблицы истинности;
    • закрепление материала предыдущего урока “Алгебра высказываний”;
    • использование информационных технологий;
    • привитие навыка самостоятельного поиска нового материала;
    • развитие любознательности, инициативы;
    • воспитание информационной культуры.

    План урока:

    1. Организационный момент (2 мин).
    2. Повторение материала предыдущего урока (устный опрос) (4 мин).
    3. Объяснение нового материала (12 мин).
    4. Закрепление
    • разбор примера (5 мин);
    • практические упражнения (10 мин);
    • задания для самостоятельной работы (10 мин).
  • Обобщение урока, домашнее задание (2 мин).
  • Оборудование и программный материал:

    • белая доска;
    • мультимедийный проектор;
    • компьютеры;
    • редактор презентаций MS PowerPoint 2003;
    • раздаточный справочный материал “Таблицы истинности”;
    • демонстрация презентации “Таблицы истинности”.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    Мы продолжаем изучение темы “Основы логики”. На предыдущих уроках мы увидели, что логика достаточно крепко связана с нашей повседневной жизнью, а также увидели, что почти любое высказывание можно записать в виде формулы.

    II. Повторение материала предыдущего урока

    Давайте вспомним основные определения и понятия:

    Вопрос Ответ
    1. Какое предложение является высказыванием? Повествовательное предложение, в котором что-либо утверждается или отрицается
    2. На какие виды делятся высказывания по своей структуре? Простые и сложные
    3. Истинность каких высказываний является договорной? Простых
    4. Истинность каких высказываний вычисляется? Сложных
    5. Как обозначаются простые высказывания в алгебре высказываний? Логическими переменными
    6. Как обозначается истинность таких высказываний? 1 и 0
    7. Что связывает переменные в формулах алгебры высказываний? Логические операции
    8. Перечислите их. Инверсия (отрицание)

    Конъюнкция (умножение)

    Дизъюнкция (сложение)

    Импликация (следование)

    Эквиваленция (равносильность)

    9. Определите, соответствует ли формула сложному высказыванию. Назовите простые высказывания. Определите причину несоответствия. (Задание на экране) Нет, неправильно поставлен знак
    10. Определите, соответствует ли формула сложному высказыванию. Назовите простые высказывания. Определите причину несоответствия. (Задание на экране) Да

    III. Объяснение нового материала

    Последние два примера относятся к сложным высказываниям. Как же определить истинность сложных высказываний?

    Мы говорили, что она вычисляется. Для этого в логике существуют таблицы для вычисления истинности составных (сложных) высказываний. Они называются таблицами истинности.

    Итак, тема урока ТАБЛИЦЫ ИСТИННОСТИ.

    3.1) Определение. Таблица истинности – это таблица, показывающая истинность сложного высказывания при всех возможных значениях входящих переменных (Рисунок 1).

    3.2) Разберем подробнее каждую логическую операцию в соответствии с ее определением:

    1. Инверсия (отрицание) – это логическая операция, которая каждому простому высказыванию ставит в соответствие составное высказывание, заключающееся в том, что исходное высказывание отрицается.

    Эта операция относится только к одной переменной, поэтому для нее отведено только две строки, т.к. одна переменная может иметь одно из двух значений: 0 или 1.

    2. Конъюнкция (умножение)– это логическая операция, ставящая в соответствие каждым двум простым высказываниям составное высказывание, являющееся истинным тогда и только тогда, когда оба исходных высказывания истинны.

    Легко увидеть, что данная таблица действительно похожа на таблицу умножения.

    3. Дизъюнкция (сложение) – это логическая операция, которая каждым двум простым высказываниям ставит в соответствие составное высказывание, являющееся ложным тогда и только тогда, когда оба исходных высказывания ложны.

    Можно убедиться, что таблица похожа на таблицу сложения кроме последнего действия. В двоичной системе счисления 1 + 1 = 10, в десятичной – 1 + 1 = 2. В логике значения переменной 2 невозможно, рассмотрим 10 с точки зрения логики: 1 – истинно, 0 – ложно, т.о. 10 – истинно и ложно одновременно, чего быть не может, поэтому последнее действие строго опирается на определение.

    4. Импликация (следование) – это логическая операция, ставящая в соответствие каждым двум простым высказываниям составное высказывание, являющееся ложным тогда и только тогда, когда условие истинное, а следствие ложно.

    5. Эквиваленция (равносильность) – это логическая операция, ставящая в соответствие каждым двум простым высказываниям составное высказывание, являющееся истинным тогда и только тогда, когда оба исходных высказывания одновременно истинны или ложны.

    Последние две операции были разобраны нами на предыдущем уроке.

    3.3) Разберем алгоритм составления таблицы истинности для сложного высказывания:

    3.4) Рассмотрим пример составления таблицы истинности для сложного высказывания:

    Пример. Построить таблицу истинности для формулы: А U В -> ¬А U С.

    Решение (Рисунок 2)

    Из примера видно, что таблицей истинности является не все решение, а только последнее действие (столбец, выделенный красным цветом).

    IV. Закрепление.

    Для закрепления материала вам предлагается решить самостоятельно примеры под буквами а, б, в, дополнительно г–ж (Рисунок 3).

    V. Домашнее задание, обобщение материала.

    Домашнее задание дано вам также на экране монитора (Рисунок 4)

    Обобщение материала: сегодня на уроке мы научились определять истинность составных высказываний, но больше с математической точки зрения, так как вам были даны не сами высказывания, а формулы, отображающие их. На следующих уроках мы закрепим эти умения и постараемся их применить к решению логических задач.

    Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

    Загрузка...