Установка CB рации на рейлинг Nissan X-Trail (Xtt, 2005 модельный год, правый руль, без люка, низкие рейлинги (без фар)).
(с) kaskas
Основная цель покупки рации – слушать и запрашивать на трассе и по городу информацию от дальнобойщиков и таксистов о засадах ГАИ.

В сети информации о CB связи достаточно много, особо рекомендую почитать два ресурса – CB форум на http://lpd.radioscanner.ru/ (достаточно адекватные ребята тусуются); форум и статьи на http://ci-bi.ru (статьи практически интересные, но у местных ребят мания величия).
В своем опусе постараюсь отметить все важные моменты, чтобы вам не пришлось перелопачивать кучу статей.

Купил рацию Intek M-495 Power, антенну врезную Lemm AT-72.
Почему именно их:
Рация Intek M-495 Power имеет адекватный интерфейс пользователя, приличную «морду», мощность 20 Вт с завода (ничего перепаивать не надо), европейскую и русскую сетки (в Новосибирске и окрестностях все пользуются европейской сеткой), сделана в Таиланде (почти все прочие – Китай). По деньгам – в дек 2008 г. 4500 руб.
Антенна Lemm AT-72 (врезная, 160 см) – лучшее, что было в магазине. Магнитную антенну брать не стал, тк врезная дает лучшее качество. Отдал 1200 руб. Была бы возможность – взял бы Lemm Turbo 2001 или Lemm AT 73.
(Для Новосибирцев – единственная фирма в городе, торгующая рациями в розницу с нормальным выбором – Константа-Связь).

Идея была такая – антенну поставить на переходник, установленный на рейлинг (крышу сверлить не надо), рацию поставить в нижний 1 DIN отсек на бороде. Антенну также можно поставить на место штатной радиоантенны, при этом не придется снимать обшивку крыши и не придется сверлить новую дыру под рейлингом для пропускания кабеля.
Антенну ставил на левый рейлинг, тк деревья растут с правой обочины:).

Потребуется:
1. Рация
2. Антенна
3. 1 шт разъем под кабель рации (названия не знаю, подберите по месту. И обратите внимание, есть вариант разъема не под кабель, а под байонет – нам такой не надо).
4. 4 метра медного провода сечением 2 мм.
5. Гофра для провода в п.4, внутренний диаметр 3 мм, 4 метра.
6. 1 разъем предохранителя на проводах, 1 предохранитель в него на 10-15 А.
7. 2 шайбы с местом для припаивания провода, диаметр отверстия 6.2 мм.
8. 3 гайки М6.
9. 2 гайки и 2 шайбы М8. Внешний диаметр шайб ок 10-12 мм.
10. Для подключения провода внешнего динамика к рации нужен джек 3.5 мм, моно (как у наушников, только с 2 контактами).
11. Любой изолированный разъем и вилка к нему на 2 контакта – подключать сам динамик к проводу.
12. Провод для внешнего динамика – 4 метра дешевого акустического кабеля сечением ок 0.5 мм.
13. Переходник для установки антенны на рейлинг – надо заказать у слесаря, см текст ниже.
14. Динамик. Я брал 8 Ом, 3 Ватта, размер крепления 7*15 см. Если есть возможность – возьмите 4 Ом, погромче будет.
15. Резиновый колпачок для пропуска антенного кабеля через металл.
16. Пластиковые стяжки 2*100 мм, 30 шт.
17. 3 болта М6 полной длиной 22 мм, под шестигранный ключ на 5 мм,
18. Г-образный шестигранный ключ на 5 мм (придется возить с собой в салоне).

Из инструмента:
1. Паяльник, припой и тд.
2. Головки торцевые на 10, на 13 и 17 (или 16 – не помню). На 10 нужна тонкостенная головка, иначе ручки на потолке над дверями не открутить.
3. Отвертки, в том числе звездочка Т20.
4. Дрель и сверло на 6 мм (для установки резинового колпачка для пропуска антенного кабеля через металл).
5. Плашка М8 (шаг 1.25).
6. Немного смазки «Литол».
7. Наждачная бумага для снятия краски.
8. Клей Момент (резиновый).
9. Клей Момент (суперклей в виде геля).
10. Грубая нитка.
11. Матерчатая изолента.

Подготовка:
Антенну надо доработать (особенно узел ввода кабеля), как описано в статье http://ci-bi.ru/forum/viewtopic.php?t=4 . Производитель антенны предполагал, что узел ввода кабеля в антенну будет внутри салона, а у нас он снаружи, поэтому от воды кабель надо дополнительно защитить. Если кабель «сосет» воду (за счет поверхностного натяжения оплетка ее втягивает вглубь кабеля), то характеристики кабеля «поплывут» через несколько месяцев. Качество кабеля у антенны очень важно, поэтому при покупке антенны стоит померить китайским:) тестером его сопротивление – оно должно быть равно нулю. У меня китайский тестер при замыкании щупов показывает 0,3 Ома, измерение сопротивления центральной жилы и оплетки кабеля дало те же 0,3 Ома. Длины кабеля, шедшего в комплекте с антенной (360 см) хватило (реально достаточно 280 см). Если кабель у антенны оказался фиговым – не беда, купите хороший итальянский 50 Ом кабель RG-58C/U (примерно 40 руб/м). Кабель не должен липнуть к магниту, центральный проводник должен быть многожильным. Толщина кабеля – ок 4 мм, толще не надо.

Затем надо сделать переходник для установки антенны на рейлинг. В продаже таких переходников нет, я заказывал у знакомого слесаря (150 руб). Материал – лучше всего нержавеющая сталь 3 или 4 мм, или обычная сталь 4 мм. Я сделал из нержавейки 4 мм, пожадничал – и 3 мм нержавейки хватило бы.
См рис «переходник - чертеж.jpg». Переходник плоский, гнуть ничего не надо, так что можно сделать его и самостоятельно.

Так как рацию будем ставить в «бороду» на место магнитолы и встроенного динамика рации слышно не будет, то надо поставить внешний динамик. Мест для его установки немного – или под решетками передних пищалок (высокочастотные динамики, у японцев сами динамики там редко стоят) (покрытые материей вставки по бокам панели, из под них же дует воздух на боковые стекла в районе зеркал). См рис «решетки пищалок и крышка комбинации приборов - схема.gif».
Или под обшивку потолка, на 10 см назад от лампы для подсветки карты. См рис «потолок - схема.gif». Люка у меня нет, поэтому позади лампы для подсветки карт под обшивкой потолка есть много места. Плафон этой лампы крепится на пространственный металлический каркас (приваренный к крыше), к которому я и приклеил динамик. Перед этим я пытался поставить динамик на место пищалки, но его не очень хорошо слышно. С динамиком на потолке просто супер – слышно его очень хорошо, и к нему можно легко подлезть, сняв плафон лампы для подсветки карт.

Установка антенны и динамика:
Для установки антенны придется снять с одной стороны обшивку крыши. Я антенну ставил на левый рейлинг, поэтому обшивку крыши снимал слева.
Итак, см рис «потолок - схема.gif».
Держатель солнечного козырька снимается путем вставления широкой плоской отвертки в дыру со стороны лобового стекла (ей нажимаем фиксатор) и поворачивания держателя рукой на 90 градусов. См рис «держатель солн козырька.gif».
Плафон подсветки карт (№7) снимается сдвиганием вправо (или влево, не помню) и опусканием вниз – он крепится без болтов.
Крышка болтов зеркала просто стягивается вниз – там клипсы.
Ручки над дверями – сверху есть пазы для открывания доступа к их болтам.
Средний и задний плафоны – по паре шурупов под прозрачной пластиковой крышкой.
4 клипсы типа C103 – надо плоской отверткой пролезть под клипсу и нажать фиксатор. Всего на каждой клипсе 4 фиксатора, два слева и два справа по ходу машины. Придется повозиться.

Перед этим стоит заранее снять боковую обшивку – спереди, по центру и сзади.
См рис «боковая обшивка салона.gif».

Обшивка передней стойки держится на 2 клипсах и снимается легко. Перед этим надо снять крышку отсека для пищалок (см рис «решетки пищалок и крышка комбинации приборов - схема.gif»).

Обшивка средней стойки – сначала надо снять крепление ремня безопасности. См рис «передний ремень безопасности.gif». Основная сложность – аккуратно снять пластиковую крышечку болта ремня (Adjust cover). Его надо отжать с боков тонкой отверткой и подцепить сверху. Далее снять болт ремня, отщелкнуть клипсы верхней части обшивки и несколько верхних клипс нижней части обшивки. Таким образом, удается аккуратно снять только верхнюю часть обшивки, не снимая нижнюю (для снятия нижней придется снимать обшивку порогов и тд).

Обшивка бокового окна багажника – основной геморрой здесь:(.
Вытаскиваем все из багажника (запаску можно оставить). Отщелкиваем вверх деталь 18 на рис «боковая обшивка салона.gif» – она на 6 клипсах. Выкручиваем два болта (подобные болты откручиваются как на фото «Foto1.jpg») и снимаем деталь 11. Затем надо снять нижнюю боковую обшивку багажника (деталь 10). Для этого: снимаем заднее левое сидение, снимаем заглушку и откручиваем боковое крепление спинки этого сидения, снимаем 1 клипсу C101, и со стороны 5-й двери понемногу отщелкиваем всю нижнюю боковую обшивку багажника. Полностью ее снимать не надо, надо освободить нижнюю часть верхней боковой обшивки багажника (деталь 9). У детали 9 есть вертикальная клипса (не указана на рис), так что сначала отщелкните нижние клипсы детали 9 и открутите болт над окном, затем тяните ее вниз.

Итак, боковая обшивка слева снята, левая часть обшивки крыша опущена и лежит на подголовника переднего сидения.

Снимаем переднюю часть левого рейлинга.
См рис «рейлинг-схема.gif». Снимаем заглушку (деталь №3), подцепив ее отверткой в паз сверху. Откручиваем гайку с переднего болта рейлинга. Под рейлинг подсовываем широкую плоскую отвертку, обернутую толстой тряпочкой, и аккуратно покачивая рейлинг, отщелкиваем три передних клипсы. Открутив 2 гайки на 13 (M8), снимаем кронштейн (деталь №5).
С верхней плоскости кронштейна наждачкой снимаем краску – контакт с переходником под антенну должен быть идеальным. Резьбу болтов кронштейна проходим плашкой (М8, шаг 1.25), чтобы снять с них краску. Места крыши (со стороны салона), где стоят гайки кронштейна, зачищаем наждачкой до чистого металла. Штатные крашеные гайки кронштейна выкидываем – в них шайба впрессована, и предсказать эл. сопротивление в ней не берусь. Вместо этого берем припасенные гайки М8 и широкие шайбы под них. Очень важно не схалявить и обеспечить идеальный контакт – иначе будете разбирать крышу еще раз.
Кронштейн ставим на место, обильно смазав места со снятой краской Литолом (он предохранит от коррозии, не мешая эл контакту).

(Небольшое отступление – крышу я снимал ДВА раза, тк в первый раз поленился снять кронштейн и зачистить краску под ним. Из-за плохого контакта кронштейна (и антенны) с кузовом рацией пользоваться было нельзя – очень много помех на прием, передача не работала вообще. И, заметьте, сопротивление постоянному электрическому току (которое показывает тестер) и сопротивление току с частотой 27 Мгц – две БОЛЬШИЕ разницы.)

Далее, на пару см вперед от первого болта рейлинга сверлим отверстие примерно 5-6 мм, чтобы пропустить антенный провод в салон. Диаметр отверстия подберите на месте, чтобы в него плотно входил резиновый колпачек для пропуска антенного кабеля через металл. Перед установкой резинового колпачка смажьте отверстие клеем Момент – важно обеспечить гидроизоляцию. Антенный кабель в месте пропуска обмотайте тканевой изолентой и смажьте клеем Момент.
Антенный кабель (на сленге – «фидер»:)) вводим в салон. Подвод кабеля к антенне я делал сзади, чтобы в место ввода кабеля в антенну попадало меньше воды.
Пока крыша разобрана, удачное время прикрепить на место внешний динамик. Сначала припаяйте к динамика провод 15 см и разъем на провод – может пригодится в будушем, если понадобится снять динамик. Я приклеил динамик к пространственной металлической рамке, на которой крепится передний плафон. Клеил его каким-то суперклеем (тоже под маркой Момент), который в виде геля и застывает за 10 минут. Если динамик с открытым магнитом, то его можно просто примагнитить к крыше.
Антенный кабель и провод динамика крепим стяжками к идущему в тех местах пучку проводов, спускаясь по левой передней стойке.
Кабель антенны обрезать не надо, так как потом может возникнуть желание поставить (незаконный в России) усилитель. Кабель магнитных антенн вообще запрещено обрезать, кабель врезной антенны обрезать можно, если антенная хорошая и установлена хорошо.
Результат см на фото «антенна - общий вид.jpg», «антенна - переходник.jpg».

Затем крышу можно собирать.

Делаем питание для рации
В Интернете читал, что питание на рацию надо вести отдельным проводом от аккумулятора (ознакомьтесь с http://ci-bi.ru/forum/viewtopic.php?t=498). Но кто же верит написанному в инете? :). Массу (рабочий ноль:)) для питания разумно взять коротким проводом с кузова, тянуть с аккумулятора никакого смысла нет – сечение любого провода, проложенного вами, будет заведомо меньше сечения провода, которым аккумулятор соединен с кузовом. Если сопротивление в минусовом проводе окажется больше, чем сопротивление оплетки антенного кабеля (который садится на массу у антенны), то на прием будут лишние помехи.
По-первому разу тянуть плюсовой провод от аккумулятора я поленился, припаявшись к проводу второго разъема питания для магнитолы (разъем квадратный, три провода – ноль; постоянные 12 в; ACC, то есть 12 в при включенном замке зажигания). Итог – при работе рации на передачу яркость ее экрана падала в два раза, и при работе на прием был сильный вой, пропорциональный оборотам двигателя.
Итого, тянуть плюсовой провод от аккумулятора обязательно.

Для провода питания важно его сечение. Найти одиночный многожильный медный провод в продаже мне не удалось, купил 4 м акустического кабеля с проводами 2 мм и распустил его на два провода, благо разделялся он руками легко.
Жизненно важно для судьбы автомобиля избежать короткого замыкания прокладываемого провода на массу. Поэтому, на расстоянии 10 см от аккумулятора в провод ставим предохранитель. (см фото «питание - присоединение к акк.jpg») Далее провод следует укладывать в гофре. У меня уже лежала гофра от проводов сигнализации (разрезанная вдоль), и я провод запихал в нее. См фото «питание - гофра.jpg». Гофру с проводом укладываем по моторному щиту, рядом с тонкими металлическими трубками кондиционера. В салон гофру запускаем через отверстие в ногах водителя – из салона к нему можно подлезть, ничего не разбирая. См фото «питание - ввод в салон.jpg».
В салоне надо снять правую решетку пищалки, затем крышку комбинации приборов и после этого окрутить 4 шурупа, крепящих водительский бардачок. См рис «решетки пищалок и крышка комбинации приборов - схема.gif».
Под водительским бордачком есть штатная точка подключения проводов массы, а рядом с ней стоит болт М6, вваренный в кузов. С него возьмем массу.
При прямом подключении к аккумулятору надо следить, чтобы не оставить рацию включенной на ночь. Для автоматизации отключения рации можно ее плюс питания пустить через реле, управляемое питанием ACC с магнитолы.
У партии раций Intek M-495 предохранитель ошибочно поставлен в минусовой провод. Его надо оттуда удалить – смысла в нем нет, а плюсовой провод у нас уже защищен предохранителем.

Установка рации
Intek M-495 имеет длину 195 мм (от лицевой панели до края ребер радиатора), чего при установке в нижнее 1 DIN гнездо немного многовато – ребра радиатора упираются в пластиковый воздуховод в глубине панели приборов, кабель антенны не влазит на сантиметр.
Для решения этого вопроса можно рацию поставить в верхнее 2 DIN гнездо, либо ее надо доработать.
Я пошел по второму пути.
Гнездо антенны в рации углубил в ее корпус на 9-10 мм. См рис «рация - розетка антенны.jpg». Для этого потребовалась еще одна гайка (купил второе гнездо рации, с него скрутил гайку). Трансформатор 1165Z мне отпаять не удалось, поэтому открутил крепление радиатора и пассатижами отогнул заднюю стенку корпуса рации.
Делаем крепление рации в гнездо 1 DIN.
За границей (в том числе в инет-магазинах, например http://www.thunderpole.co.uk/Intek-dash-mounting.htm) можно купить пластиковый переходник для установки Intek M-495 в 1 DIN, но меня задавила жаба отдавать 15 фунтов за кусок пластика и ждать 3 недели.
Поэтому крепление делал сам. См фото «рация - крепление.jpg».
Взял штатную 1 DIN заглушку, обрезал ее справа шириной 29 мм.
Так как рация по длине влезала плохо, от штатной посадки (когда лицевая панель рации на одном уровне с задней плоскостью панели авто, закрывающей 1 DIN разъем) пришлось отказаться. Рацию выдвинул вперед в салон на 8 мм. Получилось так: фото «рация в салоне.jpg».
В штатном металлическом крепеже сделал отверстия по месту. Для штатной посадки болт М6 через штатное второе отверстие в металлическом крепеже вкручивается в штатное отверстие на рации. Для выноса в салон на 8 мм от этого отверстия надо отступить на 8 мм. При первом вкручивании болтов и шурупов в рацию делайте это при открытом корпусе рации, так как не во все отверстия можно вкручивать шурупы – можно повредить элементы на плате.
С правой стороны нужна прокладка, которую я сделал из куска металла 0.5 мм. Не очень эстетично, но никто не увидит:).
См фото «рация - левый крепеж.jpg», «рация - правый крепеж.jpg».
Результат установки см на фото «рация в салоне - общий вид.jpg».

Настройка антенны
Так как моя рация может работать в частотах от 26 до 30 МГц, получить резонанс в столь большом диапазоне нереально. Цель настройки антенны – сместить частоту ее резонанса (в этой области минимальный КСВ) в часто используемую часть диапазона. Я планирую сделать минимальный КСВ в частоте 27135 КГц – именно на этой частоте работаю дальнобойщики.
Настройка антенны делается путем изменения длины ее штыря; в основании антенны есть болт, который позволяет выдвигать штырь.
Настройку антенны еще не делал, так как мне в Константа-связь продали бракованный КСВ-метр. Как сделаю – напишу. Вообще, если у конторы Константа-связь есть антенный анализатор (этот девайс сам генерирует частотный сигнал и меряет КСВ; у КСВ-метра сигнал генерирует рация), то настрою антенну у них. Про самостоятельную настройку антенны обязательно стоит почитать http://ci-bi.ru/forum/viewtopic.php?t=6 Изображения