Веб-семинары и вебинары: что это такое и как они проходят. Вебинар как форма дистанционного обучения Какие технические моменты стоит учесть при участии в вебинаре

Тренинги, мастер-классы, конференции и выездные семинары, деловые игры и решение кейсов - форматов обучающих мероприятий сейчас великое множество. Как не прогадать и выбрать правильный, подходящий именно для Вас метод получения новых знаний?

Тренинги, мастер-классы, конференции и выездные семинары, деловые игры и решение кейсов - форматов обучающих мероприятий сейчас великое множество. Как не прогадать и выбрать правильный, подходящий именно для Вас метод получения новых знаний? Представляем вам руководство по обучению в формате вебинаров.

Вебинар – это форма дистанционного обучения, онлайн-мероприятие в сети Интернет, принять участие в котором могут от одного до нескольких тысяч человек.

Достоинства вебинаров как формы получения знаний

  • Удобство. Такой способ обучения отличается комфортностью процесса – Вы можете получать важную для вас информацию, не выходя из дома – не нужно добираться на мастер-класс, тратить на это лишние деньги и время. Вы можете избежать расходов и развить свои навыки, находясь практически в любой точке земного шара – главное, чтобы под рукой был компьютер и Интернет.
  • Возможность не отстать от группы при пропуске занятия. Каждому участнику после прохождения высылается запись вебинара, которую можно прослушивать в индивидуальном порядке. В отличие от обычных тренингов, это дает шанс легко восполнить пробел и дальше продолжить курс обучения – если вы пропустили одно занятие из серии вебинаров.
  • Сконцентрированность на предмете обучения. Во время онлайн-тренинга вы можете не отвлекаться на то, чтобы сделать пометки – запись за Вас ведут специалисты технической поддержки, а потом оперативно высылают её Вам на почту. Вариант для тех, у кого не хватает времени на просмотр: сделать аудио-версию вебинара и закачать её в плеер для прослушивания лучшего запоминания материала.
  • Информация от лучших экспертов. У тренинговых агентств не всегда бывает возможность привезти экспертов из других городов и стран для проведения мастер-класса. Благодаря технологиям ХХ I века теперь это стало доступно - тренеры могут провести обучение в ходе онлайн-конференции. А Вы в итоге получаете актуальные советы от лучших в своём деле специалистов.
  • Немедленная обратная связь. На обычном тренинге не всегда получается задать свои вопросы. Вебинар дает шанс адресовать свои вопросы тренеру как в письменной, так и в устной форме – вероятность получить « feedback » сразу гораздо больше.
  • Невысокая стоимость по сравнению с обычными тренингами. Ценовой диапазон стоимости участия в одном вебинаре тренингового агентства «Мастер-класс» обычно не превышает 1000 рублей. Это гораздо ниже стоимости традиционного семинара. За счет простоты проведения и подключения, вебинары - отличный вариант сочетания цены и качества.

Какие технические моменты стоит учесть при участии в вебинаре?

Как показывает практика, возможность участия зависит прежде всего от стабильного Интернета. Чем выше скорость вашего Интернета, тем выше вероятность, что все пройдет без помех.

Из техники Вам понадобятся колонки, наушники или встроенный динамик - для того, чтобы слышать голос преподавателя. Ссылку и пароль для доступа на сайт Вам вышлют организаторы вебинара. Если предполагается Ваше участие в роли спикера вебинара, вам также понадобятся микрофон или гарнитура; веб-камера – для того, чтобы Вас видели другие участники вебинара.

Как правило, компании, организующие вебинар, стараются предусмотреть техподдержку. Специально обученные специалисты расскажут Вам, что делать, если прервалась связь, не показывает видео или отстает звук.

Для регистрации нужно указать только свой email . Он вносится в базу, по которой участнику автоматически за 1 день приходит напоминание о вебинаре и ссылка с паролем для входа на портал. Оплата осуществляется по присланному счету в отделении Сбербанка.

Что еще отличает вебинары от стандартных форм обучения? На мастер-классах тренер дает групповые упражнения, где вы все равно отработаете полученную информацию. Вебинары же указывают направление движения, но двигаться в этом направлении или нет – зависит только от Вас. Применять новые знания на практике Вы будете самостоятельно. Такая форма обучения предпочтительна для самостоятельных, дисциплинированных и целеустремленных людей, которые твердо понимают, зачем им нужен этот тренинг. Если Вы относитесь к таким людям, вебинары станут для вас самой продуктивной формой прокачивания ваших навыков и получения новой информации.

Подробное расписание вебинаров от тренингового агентства «Мастер-Класс» Вы сможете увидеть, пройдя по .

В условиях информатизации общества все более насущной становится проблема подготовки молодежи к использованию современных информационных и коммуникационных технологий. Для успешного электронного обучения важным является знание всех современных инструментов. Для передачи знаний на расстоянии активно распространяется новое средство общения - вебинары.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование вебинаров в учебном процессе.

Пластун Н.А., преподаватель математики и информатики,

Актюбинский кооперативный колледж

В условиях информатизации общества все более насущной становится проблема подготовки молодежи к использованию современных информационных и коммуникационных технологий. Неоспоримым является потребность в модернизации процесса подготовки преподавателей. От решения этой задачи в значительной степени зависит развитие страны. Именно образовательная, а не судебная, не земельная является мощнейшим фундаментом общества - еще в середине IXX века констатировал Константин Ушинский.

Для успешного электронного обучения важным является знание всех современных инструментов, что касается внедрения информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения, в том числе и тех, которые можно использовать для передачи знаний на расстоянии. С 2009 года началось активное распространение нового средства общения - вебинара. Вебинар (веб + семинар = вебинар) ‑ групповая работа в Интернете с использованием современных средств общения видео, флеш, чата и тому подобное.

Существует ряд инструментов обучения, которые пришли из традиционного обучения, и останутся обязательными постоянно. Вместе с тем большинство инструментов обучения постоянно обновляются в условиях стремительного развития информационно-коммуникационных технологий. В частности, традиционно именно общению отводится главная роль в процессе обучения. Общение - многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, которые направлены на обмен информацией, восприятие и понимание другого, ориентируясь на определенную тактику и стратегию взаимодействия. Средства общения не являются постоянными. В этом процессе как показывают доработки ученых и образовательная практика видное место занимают технологии Веб 2.0., которые позволили:

Обеспечить простоту в общении и сотрудничестве всех участников учебного процесса с помощью сетевых технологий, создание социальных сообществ, средств коллективного общения и обмена знаниями;

Реально внедрить личностно-ориентированные технологии обучения в условиях коренного изменения роли преподавателя из основного источника получения знаний в фасилитатора учебного процесса.

Фасилитация - стиль педагогического общения, который предусматривает облегченное взаимодействие в ходе совместной деятельности студентов и преподавателей; не навязчивая помощь группе или отдельному человеку в поиске способов выявления решения проблем, налаживании коммуникативного взаимодействия между субъектами деятельности.

Качественный дистанционный учебный процесс обязательно предполагает общение ‑ асинхронное (почта, форум) и синхронное (чат, скайп). Системы управления учебным контентом предусматривают создание и размещение на их базе электронных учебных курсов. Студент получает персональный доступ к такой системе, которая обеспечивает ему возможность пользоваться в любое удобное для него время поданным и размещенными там учебными материалами нового образца. При этом он получает не только статический текст в электронном формате, а мультимедийной и видео ресурсы и сервисы для коллективного использования и общение как в онлайн так и в офлан режимах вроде Вики, форумов, блогов, вебинаров, подкатов подобное.

Вебинар, как правило, проводится через социальные сервисы в Интернет, для чего необходимо зарегистрироваться на соответствующем сайте и открыть свой виртуальный класс. При бесплатном сервисе количество участников, как правило, ограничено 20 членами, количество записей тоже ограничено (Wiziq.com ‑ три записи) или выполняется частично (dimdim.com). Платный сервис обеспечивает больше возможностей. В некоторых случаях программное обеспечение можно установить на сервере организации (как бесплатно, так и платно).

Программное обеспечение для проведения вебинаров, как правило, позволяет:

Демонстрировать документы в наиболее распространённых форматах;

Передавать речь и видеоизображение ведущего и нескольких участников;

Общаться в чате и приватном чате;

Демонстрировать видеоролики;

Рисовать графические объекты и текст на белой доске;

Осуществлять перехват экрана компьютера;

Размещать файлы для обмена;

Проводить опросы слушателей.

Вебинары могут быть использованы для проведения:

Лекций с обратной связью;

Тематических семинаров;

Защиты выполненной работы;

Групповой работы;

Проведения опросов;

Демонстрации техники работы на компьютере;

Презентации различных коммерческих продуктов;

Тренинга.

Для проведения вебинара достаточно наличие опыта создания презентаций PowerPoint, проведения аудиторных занятий, использования педагогических теорий и социальных сервисов Интернет.

Во время проведения вебинара используются следующие режимы:

Управление . Отключение микрофона, исключение камеры, переход к документам в различном формате.

Рисование . При необходимости вы можете выделить элементы презентации с помощью инструментов рисования или указки.

Презентация . Переход по слайдам презентации.

Опрос . Для интерактивной работы с участниками можно создать опрос и посмотреть результаты.

Запись . Вебинар записывается продюсером.

Таким образом, вебинар - это технология, позволяющая в полной мере воссоздать условия колоборативнои (общей) формы организации обучения, а именно семинарского, лабораторного занятий, лекций, используя средства аудио, видео обмена данными и совместной работы с различными объектами, несмотря на то, что его участники могут физически находиться в разных местах. Таким образом создается виртуальная «аудитория», объединяющая всех участников вебинара. Вебинары можно считать виртуальный семинар, организованный посредством Интернет-технологий. Вебинар имеет главный признак семинара - интерактивность, которая может быть обеспечена с помощью модели: докладчик - слушатели, которые задают вопросы и обсуждают их, причем в роли докладчика может быть как преподаватель так и студент, в зависимости от роли, которую он должен выполнять по сценарию проведения такого семинара.

Какие преимущества имеет вебинар перед существующими традиционными и инновационными технологиями?

Вебинар имеет все преимущества традиционного семинара, воспроизводя возможности личного общения между слушателями, а также живого общения между слушателями и докладчиком. Так вебинары имеют следующие преимущества:

Высокая доступность для «посещения» слушателями;

Значительная экономия времени на организацию;

Удобство для «посетителей» - восприятие информации и знаний в привычной обстановке, без лишних шумов и т.п.;

Интерактивное взаимодействие между докладчиком и слушателями, также слушателями между собой и т.д..

Вебинары относятся к той технологии, которая совместима со многими организационными формами и методами обучения. Однако участникам вебинаров требуется время для развития специальных навыков, необходимых для работы в режиме вебинара. Обучение, происходит с помощью вебинара, это пример синхронного обучения, когда преподаватель дает студентам учебный материал, упражнения, отвечает на вопросы аудитории, оценивает уровень усвоения знаний и т.д., через виртуальное общение в реальном времени.

Независимо от типа занятия в процессе подготовки к проведению вебинаров целесообразно обратить внимание на следующие моменты:

Заблаговременная подготовка к участию и объявления о дате и времени его проведения: все участники должны заранее позаботиться о наличии необходимого оборудования и соответствующего канала Интернет связи, для проверки работы системы войти в виртуальной комнаты за 10-15 минут до начала вебинара; проверить звук и возможности ставить и задавать вопросы всеми участниками. Это позволит минимизировать риски технических «накладок» во время проведения вебинара;

Выбор темы, педагогическая целесообразность постановки целей и задач вебинара: необходимо раскрыть основные пункты доклада, вопросы для обсуждения и главную цель проведения вебинара, которая бы позволила студенту выяснить необходимость его участия в виртуальном семинаре и путей дальнейшего использования записанных видеоматериалов;

Отбор материала, который будет рассматриваться на вебинаре: необходимо четко спланировать соотношение изученного и нового материала, сформулировать проблему вопросы и подготовить описания соответствующих кейсов, предусмотреть обсуждение вопросов в малых группах и парах, распланировать участие каждого из его участников, расписать соответствующие роли, обеспечить студентов конкретными задачами для самостоятельной работы материала и четкими критериями его оценки, предложить специально разработанные формы взаимооценки и самооценки;

Методическая подготовка преподавателя и студентов к семинару: преподаватель должен разделить содержание темы на конкретные вопросы; заранее описать рекомендации по подготовке всех участников к их обсуждению, разработать инструкции обработки основной и дополнительной литературы; выбрать формы самостоятельных сообщений студентов - доклад, выступление, освоение, подготовка презентации и, в зависимости от цели проведения вебинара необходимо разработать показатели его оценки и формы проведения рефлексии;

Сценарий проведения вебинара. Целесообразно прописать с указанием времени следующие основные этапы вебинара: сообщение темы, цели и задач занятия, предоставление слова студентам для сообщения по тематике вебинара, комментарий относительно сообщения студентов, концентрации внимания студентов на вопросах, которые предусмотрены планом; постановка вопросов в процессе сообщения, побуждают к дискуссии, требуют доказательности, прочности знаний, изобретательности, подведение итогов занятия, задание для дальнейшего самостоятельного обработки материала; оценки и стимулирования к активному участию студентов в вебинаре, оценки ответов и активного участия в работе вебинара;

Подведение итогов вебинара: после проведения занятия преподаватель должен провести анализ, по которому определить раскрыта тема, какие знания получили студенты, отношение к занятию студентов и их творческая активность, достижения цели занятия.

Президент РК Н.А. Назарбаев в своем ежегодном послании подчеркнул, что Казахстану необходимо реализовать комплекс задач по десяти направлениям, в том числе приоритетными целями являются создание эффективной системы обучения, внедрение инновационных технологий и повышение компьютерной грамотности населения

Из вышесказанного можно сделать вывод, что в условиях, когда создается единое интеллектуальное и эмоциональное пространство средствами интернет технологий, насущной проблемой становится сочетание классических педагогических технологий с информационными технологиями обучения. Технологии Веб 2.0., в частности вебинар, содержат большой потенциал повышения эффективности учебного процесса и требуют четкого определения условий их использования.


Развитие современного образовательного пространства обусловило модернизацию технологической и методической составляющих процесса обучения. В нормативно-правовых документах подчеркивается необходимость и целесообразность совершенствования методов обучения и воспитания, в том числе и посредством внедрения дистанционных образовательных технологий. Широкое распространение последних определило развитие и становление онлайн-дидактики, предметом изучения которой является электронное обучение. Электронное обучение представляет собой организацию образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников . Понятие «электронное обучение» синонимично термину “е-Learning”. В настоящее время активно развивается смешанное обучение (blended-learning), предполагающее оптимальное сочетание очной и дистанционной формы взаимодействия между преподавателем и студентами . Сегодня наибольшее распространение смешанное обучение находит в среде высшего профессионального образования.

Вlended-learning реализуется посредством веб-технологий, обеспечивающих новые способы и возможности коммуникации между всеми участниками образовательного процесса (wiki-системы, веб-сайты, вебинары) и др. Следовательно изменяется и форма организации учебной деятельности студентов. Учебная деятельность представляет собой совместную деятельность, в которой один из ее участников приобретает опыт (основной компонент), а другие создают благоприятные условия для этого, т. е. осуществляют всю сумму подготовительных компонентов усвоения . Структура учебной деятельности включает в себя два основных компонента: деятельность учения и деятельность обучения. Для организации учебной деятельности необходимы определенные методы и технологии. Внедрение и активное использование в образовательной практике веб-технологий обусловило изменение форм организации учебной деятельности студентов (см. рисунок).

В настоящее время вебинар (онлайн-семинар) является одной из самых распространённых форм организации учебной деятельности в электронном обучении. Вебинар - это интерактивное учебное занятие, организованное посредством сети Интернет и специального программного обеспечения. При этом, не смотря на удаленность всех участников образовательного процесса, они имеют возможность видеть, слышать другу друга, взаимодействовать.

Принято выделять несколько видов вебинаров: информационный (вводное занятие, обзорная лекция, виртуальная экскурсия и др.); обучающий (проблемная лекция, практикум, лекция-демонстрация и др.); вебинар-тренинг .

Укажем основные дидактические возможности, реализуемые посредством вебинаров в обучении студентов.

Обеспечение обратной связи (интерактивность). При этом различают следующие типы интерактивности: один ко многим (преподаватель - студенты); один к одному (студент - студент, студент - контент); многие ко многим (взаимодействие студентов). Следует отметить, что организованная виртуальная аудитория изменяет роль, как преподавателя, так и студентов. В созданных условиях преподаватель не является транслятором знаний, его деятельность выходит на новый уровень и включает в себя такие компоненты, как организация самостоятельной активной познавательной позиции студента, консультирование, помощь в проектировании, управлении и реализации индивидуальной образовательной траектории.

Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. По мнению И. Г. Захаровой именно новые образовательные технологии обеспечивают решение следующих задач:

Выявление и использование стимулов активизации учебно-познавательной деятельности;

Углубление межпредметных связей при решении задач из различных предметных областей;

Активное участие обучающегося в проектировании и дальнейшей актуализации его образовательной траектории.

Визуализация и мультимедийная поддержка учебного материала. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образование, как справедливо отмечает А. И. Яковлев, «существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека к другому».

Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает процесс визуализации учебного материала. С увеличением информационных потоков особую актуальность приобрел принцип когнитивной визуализации, согласно которому эффективность усвоения повышается, если наглядность выполняет не только иллюстративную, но и когнитивную функцию.

Процесс визуализации представляет собой свертывание информационной единицы в наглядный образ, который может быть развернут. Наглядный образ служит опорой для мыслительных и практических действий. Выше было отмечено, что пассивное восприятие информации не обеспечивает полноценное усвоение содержания учебного материала. В такой ситуации представленные образы должны осуществлять не только информационную (иллюстративную), но и познавательную (когнитивную) функцию. Как отмечает П. Нортон, практически любая форма визуальной информации содержит элементы проблемности, разрешение которой осуществляется на основе анализа, синтеза, обобщения данных. При этом чем выше проблемность визуального сообщения, тем выше интенсивность мыслительной деятельности студентов. Для реализации принципа когнитивной визуализации разрабатываются специальные методы сжатия учебного материала (логико-смысловые модели сгущения учебной информации: одномерные (линейные) модели, двумерные модели, многомерные модели, диаграммы Исикавы, фреймовые модели и др.). Это позволяет в значительной степени концентрировать материал в виде комплексного образа и кодировать часть информации в виде знаков алфавита. Отметим, что визуализация и кодирование учебной информации способствуют более интенсивному усвоению материала, ориентирует обучающегося на поиск системных связей и закономерностей.

Осмысление вышесказанного обусловило рассмотрение и выделение особенностей протекания такого познавательного процесса как мышление. Этот вопрос является значимым, так как позволяет обосновать условия, обеспечивающие состояние интеллектуальной комфортности студентов в процессе применения веб-технологий.

Состояние интеллектуальной комфортности может быть достигнуто посредством создания ситуации успеха. Последняя представляет собой целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых реализуется возможность добиться существенных результатов в деятельности. В психолого-педагогических исследованиях подчеркивается, что ситуации успеха способствует развитию познавательного интереса, корректирует личностные особенности (тревожность, неуверенность, самооценку), поддерживает благоприятный психологический климат, существенно повышает мотивацию обучения. При этом отметим, что мотивация является ведущим фактором, регулирующим активность, поведение, деятельность личности. Это положение подтверждается законом Йеркса-Додсона, иллюстрирующим зависимость результата деятельности от силы мотивации . «Никакая информация, предлагаемая ученику, не будет им усвоена, принята и перенесена внутрь его, если у него отсутствует соответствующая мотивация и личностная значимость учебно-познавательной деятельности» .

Наиболее близкой в этом аспекте для нас является позиция В. В. Серикова. Автор отмечает, что включение в содержание эмоционально ценностных, личностных элементов способствует развитию межсубъектного общения между всеми участниками образовательного процесса, создает благоприятный эмоциональный фон, повышению эффективности обучения.

Учебный материал воспринимается на личностном уровне, если он переживается как жизненная проблема. Это, в свою очередь, мобилизует и, соответственно, развивает структуры интеллекта.

Близкая позиция изложена И. Н. Фроловым . Исследуя влияние технических средств обучения на процесс восприятия информации и ее осмысление, он приходят к выводу, что новые образовательные технологии не только способствуют интенсификации процесса обучения, но также оказывают значительное влияние на формирование и усвоение понятий и умозаключений, установление причинно-следственных связей и т. д.

Анализ вышесказанного подводит нас к пониманию того, что знание и учет перцептивной модальности студентов является одним из необходимых условий совершенствования процесса обучения в целом. В то же время, следует отметить, что на практике во избежание информационной перегрузки не рекомендуется задействовать все каналы восприятия одновременно.

Создание индивидуальных образовательных траекторий. А. В. Хуторской, А. Б. Воронцов подчеркивает, что индивидуальная образовательная траектория - это персональный путь реализации личностного потенциала; Ю. Г. Юдина характеризуют ее как процесс и результат индивидуального выбора студентом содержания, уровня и пути получения профессионального при осуществлении педагогической поддержки этого выбора .

Принцип индивидуализации позволяет не только учитывать особенности и возможности каждого обучающегося, но и предоставляет право выбора. Исследователи указанной проблемы подчеркивают, что реализации субъектной позиции возможна именно за счет предоставления вариативности-права выбора. В работах Т. В. Машковой выделяется два направления выбора - горизонтальное и вертикальное. Горизонтальное - обусловливает выбор содержания, форм организации образовательной деятельности. Вертикальное направление обеспечивает выбор оптимального уровня образования. С. И. Осипова, Т. В. Соловьева указывают на то, что выбор является действием, придающим всей деятельности целенаправленность . В рассматриваемых понятиях акцент делается на самостоятельность субъекта, его личностную позицию.

Вышесказанное позволяет заключить, что использование веб-технологий позволяет реализовать следующие функции в процессе подготовки студентов: информативно-обучающую, организационно-стимулирующую, диагностико-корректирую-щую и коммуникативно-управленческую.

Информативно-обучающая функция выражается в оперативной «доставке» информации преподавателям и студентам, в возможности автоматизированной работы с массивами данных. Организационно-стимулирующая функция направлена на координирование всего процесса обучения, а также формирование индивидуальных образовательных траекторий. Это позволяет не только учитывать индивидуально-личностные особенности студентов, но также обеспечивает создание «ситуации успеха». Сопряженной с вышеописанной является функция коммуникативно-управленческая. Она способствует реализации различных форм взаимодействия субъектов, обеспечению обратной связи и управлению процессом обучения. Диагностико-корректирующая функция интегрирует ресурсы вышеописанных и предоставляет возможность автоматизированной диагностики знаний студентов, изменения индивидуальной образовательной траектории (темп, сложность заданий, уровень подготовки и др.).

Таким образом, веб-технологии позволяют реализовать на практике личностно-ориентированный подход к организации процесса обучения студентов. Применение информационно-коммуникационных технологий способствует активизации учебно-познавательной деятельности студентов посредством осуществления оперативной обратной связи, использования вариативных приемов и методов обучения, обеспечивая интенсификацию процесса подготовки в вузе.

Это происходит благодаря принципу адаптивности, интерактивности, индивидуализации, визуализации и мультимедийности.

1

Важное место сегодня отводится внедрению в образовательную систему современных образовательных технологий, созданию условий для наращивания информационно-технологической базы образовательных учреждений, развитию современных методов обучения и проведения мероприятий с применением информационных технологий. В данной статье рассматриваются теоретические и практические аспекты вебинаров, как инновационной формы сетевого взаимодействия в условиях формирования информационного общества. Цель освоения технологии проведения вебинаров преподавателями школы и вуза – повышение информационной культуры и формирование компетенции эффективного взаимодействия учащихся в быстро меняющемся окружении электронных средств обучения. Современное программное обеспечение проведения вебинаров позволяет реализовать педагогическое общение аналогично общению «face to face», а возможность записи вебинара позволяет многократно использовать его материалы. Также преподаватель может быть избавлен от стандартной работы в виде подготовки раздаточного материала для каждого слушателя, ручной проверки тестов, заданий. Проведение вебинара требует от преподавателя высокого уровня подготовки, тщательной проработки материала, отличных организаторских навыков.

информационные и коммуникационные технологии

сетевое взаимодействие

образовательная среда

1. Быстрова Н.В. Проектирование курса «Философия и история образования» в контексте дистанционного образования // В сборнике: Особенности реализации проблемного обучения в контексте дистанционного образования: вопросы теории и практики. Материалы Х Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Образование на грани тысячелетий». – Нижневартовск, 2015. – С. 86–89.

2. Быстрова Н.В. Философия и история образования // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование, 2014. – № 7 (62). – С. 68.

3. Ваганова О.И., Быстрова Н.В. Основы общей педагогики // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование, 2015. – № 7 (74). – С. 62.

4. Калинина С.Д. Предпосылки использования дистанционных образовательных технологий в системе высшего профессионального образования // Педагогическое образование в России, 2015. – № 1. – С. 11–15.

5. Курылёва О.И., ОгородоваМ.В. Особенности формирования пенсии на современном этапе // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2015. – № 8. – С. 151-155. URL: http://e-koncept.ru/ (дата обращения: 20.11.15).

6. Курылева О.И., Огородова М.В., Куль Т.Н. О портфолио абитуриента Мининского университета в рамках реализации проекта «ШАГ В ПРОФЕССИЮ/ STEPS TO PROFESSION» // Вестник Мининского университета, 2015. – № 2 (10). – С. 18.

7. Огородова М.В., Курылева О.И., Куль Т.Н. Об опыте реализации проекта «STEP TO PROFESSION» в Мининском университете //Вестник Мининского университета, 2014. – № 4 (8). – С. 35.

8. Раицкая Л.К. Учебно-познавательная деятельность студентов в информационно-образовательной среде Интернет. Учебно- методическое пособие. – М.: МГОУ, 2012, 144 с. – С. 46.

9. Фролов Ю.В. Подготовка и проведение вебинаров. Учебно-методическое пособие для преподавателей, студентов и слушателей системы повышения квалификации. – М.: МГПУ, 2011, 30 с. – С. 11.

Развитие современного общества неразрывно связанно с введением информационных и коммуникационных технологий во все сферы человеческой деятельности. Современные тенденции в обществе в целом и российском образовании в частности актуализируют внимание к развитию образовательных интернет-технологий, основанных на потребностях будущих профессионалов в непрерывном и быстром получении новых знаний, без чего невозможен профессиональный успех и самосовершенствование в технологически развитом обществе. Сегодня мы констатируем тот факт, что интернет может быть использован в качестве среды обучения с большим потенциалом, где реализуется полноценный образовательный процесс обучения, развития и воспитания, поэтому деятельность педагога объективно требует переноса части учебной деятельности в интернет .

В сети интернет представлено множество образовательных ресурсов, таких как электронные библиотеки, открытые университеты, сайты для изучения отдельных дисциплин, электронные учебники, интерактивные тесты и викторины, персональные сайты сотрудников системы образования и т.д., на которых активно используются передовые аудиовизуальные технологии. Самыми популярными в последнее время являются средства интерактивного взаимодействия участников в режиме реального времени, так называемые вебинары .

Название вебинар произошло от английских слов web и seminar, что в буквальном переводе значит «семинар в сети». В 1998 г. Эриком Р. Корбом, создателем нескольких IT-компаний в США был зарегистрирован торговый знак «webinar»., но был оспорен и теперь принадлежит компании InterCall. Несмотря на название, программное обеспечение проведения вебинаров можно использовать как для чтения лекции, так и для проведения семинара в сети.

Количество участников вебинара варьируется от нескольких человек до нескольких тысяч и зависит от возможностей программного обеспечения, используемого для его проведения, и условий подписки. На данный момент рекорд, зафиксированный в книге Гиннесса, принадлежит программе Mind, при помощи которой был проведён крупнейший в мире онлайн бизнес-семинар с 12012 участниками.

Вебинар представляет собой мероприятие, проводимое с использованием web-технологий и в режиме непрерывной трансляции. Различные платформы для вебинаров предлагают возможность использования модулей, таких как чаты, интервью, демонстрацию содержания. Их сочетание позволяет решать различные образовательные проблемы. Возможность трансляции видео позволяет видеть участников вебинара, которые при выступлении с докладами могу параллельно транслировать свою презентацию или другие документы. Следует отметить, что существует возможность записи и дальнейшего просмотра события, что значительно повышает интерес аудитории к участию в вебинаре в процессе взаимодействия .

Так же, как и на классическом семинаре в аудитории, на вебинаре можно участвовать в дискуссиях, задавать вопросы и получать ответы, выполнять различные задания, отстаивать свои взгляды. Вот только организаторы и другие участники могут находиться в разных географических точках. Для этого нужно всего лишь в определенное время пройти по нужной ссылке и подключиться к трансляции.

Основным организатором вебинара является преподаватель. Он проектирует и координирует всю учебную деятельность, проходящую в рамках вебинара, в случае необходимости предоставляет слово другим участникам. Инструментарий вебинара включает:

Аудиосвязь и видеосвязь в режиме реального времени;

Чат - обмен письменными сообщениями в режиме реального времени;

Показ слайдов презентации; демонстрацию видеороликов;

Демонстрацию документов с выделением нужных областей;

Работу с виртуальной доской;

Обмен и предоставление доступа к файлам;

Демонстрацию Рабочего стола Windows и открытых на нем программ;

Работу с удалённым рабочим столом, которую предлагают многие программные продукты, если необходимо что-то показать на компьютере другого участника вебинара;

Запись вебинаров с целью многократного использования;

Интеграцию вебинаров в сайт или интернет.

Формат вебинара предоставляет новые возможности в плане сотрудничества между образовательной организацией высшего образования и общеобразовательной школой. Данная форма предоставляет возможность проведения мероприятий для педагогов, студентов и учащихся, используя при этом образовательные и технические ресурсы ВУЗА и школы. Использование вебинаров становится перспективным направлением в развитии сетевого взаимодействия школа-вуз .

В ходе написания статьи использован опыт проведения вебинаров в рамках соглашения о сотрудничестве между кафедрой профессионального образования и управления образовательными системами НГПУ им Козьмы Минина и МБОУ школа № 27 г. Дзержинска Нижегородской области.

Взаимодействие ВУЗА и общеобразовательной школы носит взаимовыгодный характер и осуществляется на договорной основе.

Направлениями такого сотрудничества с использованием формата вебинара являются:

● профориентационная работа с учащимися 9-11классов (формирование умений планировать свое профессиональное будущее; развитие представлений и понятий, связанных с миром профессий; создание условий для формирования у обучающихся сознательного отношения к выбору своей будущей профессии; формирование представлений о профессиональном образовании, возможностях трудоустройства, становления карьеры по предлагаемому направлению подготовки; формирование навыков принятия решений и преодоления препятствий на пути к достижению целей).

● проведение мероприятий с учащимися с использованием образовательных и технических ресурсов ВУЗА;

● проведение мероприятий для педагогов в плане обмена опытом, повышения квалификации и обсуждения актуальных вопросов повышения качества образования .

Условием для проведения вебинаров является: наличие в образовательных организациях, выступающих в качестве партнеров необходимой технической базы (специально оборудованных классов и аудиторий), а также возможность широкополосного доступа к сети интернет. Необходимые технические ресурсы в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации в области образования имеются в каждой образовательной организации, независимо от ее уровня. В остальном же, вебинар, как форма сотрудничества между ВУЗОМ и общеобразовательной школой не требует дополнительных материальных затрат.

Подготовка к проведению вебинара осуществляется в рамках повседневной деятельности образовательной организации и включает в себя три составляющие:

Первая составляющая - это принятие управленческого решения на проведение вебинара и определение исполнителей, сроков проведения мероприятия;

Вторая составляющая - творческая и заключается в подготовке и согласовании программы проведения и тезисов докладов;

Третья составляющая - техническая. Она заключается в выборе площадки для проведения вебинара, настройке и проверке оборудования (компьютеров, web-камер, динамиков и подключения к сети интернет) .

Обратной связь (фидбек) при проведения вебинара играет большую роль. Кардинальное отличие между проведением аудиторных занятий «в живую» и вебинаров является невозможность видеть аудиторию. Использование некоторых сервисов веб - трансляций приводит к тому, что у преподавателей появляется ощущение разговора с самим собой, со своим изображением, своей картинкой. Эту проблему может решить использованием видео - камер, отображающих каждого участника в отдельном окне. Но при этом создаются помехи и шумы, которые затрудняют педагогический процесс. Поэтому, как показывает наша практика, при проведении вебинаров следует транслировать только видео ведущего преподавателя, отключать лишние микрофоны и/или видео обучаемых, и включать их только в специально планируемых паузах.

Основываясь на опыте подготовки и проведении вебинаров, в качестве участников которых принимали участи представители ВУЗА и школы, можно сделать следующие выводы:

1. Тематика вебинара должна представлять интерес для всех участников. Для ВУЗА сотрудничество с общеобразовательной школой может представлять интерес в плане дополнительной возможности доведения до школьников информации о направлениях и профилях подготовки специалистов в учебном заведении, привлечения абитуриентов. Для школы, сотрудничество с ВУЗОМ дает возможность повышения качества обучения учащихся за счет привлечения ресурсов ВУЗА .

2. Продолжительность вебинара с участием школьников не должна превышать одного часа. Доклады должны быть краткими по продолжительности, но емкими по содержанию.

3. В плане улучшения восприятия учащимися материалов, необходимо использовать в ходе вебинара мультимедийный контент (презентации, просмотр видеороликов).

4. В течение учебного года целесообразно проводить два или три вебинара по наиболее актуальным вопросам взаимодействия ВУЗА и школы.

5. К участию в вебинаре должны привлекаться ведущие специалисты ВУЗА и студенты. Участие студентов дает возможность в доступной форма донести до школьников преимущества учебы именно в данной образовательной организации высшего образования .

Таким образом, формат вебинара является современным средством коммуникации между ВУЗОМ и общеобразовательной школой для решения актуальных задач повышения качества взаимовыгодного сотрудничества.

Библиографическая ссылка

Огородова М.В., Быстрова Н.В., Уханов А.Ф., Парадеева Н.В. ВЕБИНАР КАК ФОРМА СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 12-7. – С. 1322-1324;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=8144 (дата обращения: 17.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...